воскресенье, 7 февраля 2010 г.

Что такое "вменяемый сотрудник"?

Настоящим автор хотел узнать мнения своих читателей в отношении определения слова "вменяемый", не в психиатрическом (смотрите Addendum), а в деловом смысле. Вопросы формирования эффективной команды всегда волновали, так как они ключ к снижению рисков, сроков, затрат в любом бизнесе. Поэтому все члены команды просто обязаны быть "вменяемы".

Многие управленцы и предприниматели употребляют расхожее выражение "вменяемый сотрудник":

 - Как ты думаешь, он вменяемый?
 - Да, конечно, вот он(а) - да.

Обычно такие диалоги не продолжаются расшифровкой того, что каждый из говорящих под этим подразумевает - и так, мол, понятно. А правда до конца понятно?

Обычно нахождение "вменяемых" беспокоит тех, кто ищет людей класса А, пусть даже не совсем опытных (они могут быть дороги и overqualified), но "вменяемых". Скорее опыт не критичен, а менеджмент может позволить обучить сотрудника (есть время, кто это будет делать, нагрузка еще не так велика). Обычно такой поиск связан с реальной, прикладной важностью позиции, а не формальным заполнением места, как иногда водится в корпоративном мире - "найди-ка мне сюда девочку, вот пусть занимается".

Wikipedia (русскоязычная версия) не дает определения слова "вменяемый", однако все, употребляя это прилагательное, обычно знают, что имеют ввиду, независимо от отрасли или функционала, в котором работают. Обычно это указывает на то, что в этом понятии скрыто, по крайней мере, несколько свойств, не исключающих друг друга. Скорее они являются обязательными в совокупности (?).

Вопрос: а что именно люди подразумевают, когда относят слово "вменяемый" к одному из сотрудников или кандидатов?


Проанализировав свой опыт работы, пока могу субъективно охарактеризовать "вменяемого" сотрудника как:

  1. Способного объяснить свои решения и действия с точки зрения здравого смысла и обстоятельств
  2. Способного выполнять договоренности с коллегами и менеджментом с первого раза, без лишних напоминаний и дополнительных (повторных) объяснений
  3. Легко обучаемый (это может иметь исключения в части определенных занятий, например, человек легко обучится вести телефонный разговор и быстро добьется виртуозности в телепродажах, но так и не научится использовать формулы в Excel)
  4. Если что-то идет не так, быстро дающий знать об этом команде и менеджменту
  5. Способный нести ответственность за свои решения решения и поступки
  6. Свободен от клише и стереотипов
  7. Его(её) поведение или реакция на изменения условий предсказуема


Однако, что-то не дает мне покоя остановиться на этом. С одной стороны, все ли эти качества "вменяемого сотрудника" являются обязательными для определения? Есть ли национально-культурные аспекты того, что может помешать универсализации определения? То есть, "что русскому хорошо, то немцу - смерть"?

С другой - достаточен ли этот список или я что-то упустил?

Самый главный прикладной вопрос современного найма следующий: Как узнать еще в телефонном или личном интервью, "вменяем" ли человек? В какой среде искать таких кандидатов? Кризис освободил от работы не только мусор (где его найти - я знаю), а вот как в мусоре узреть жемчужины?...


Addendum
Психиатрия (особенно теоретическая) не дает концептуальной целостности этому определению:

http://www.rusmedserv.com/psychsex/personal.shtml (только один из примеров)

Вот несколько постулатов, которые резюмируют проведенное мное исследование в Интернете в отношении того, как психиатрия относится к определению "вменяемости" (откуда оно и вошло в деловой русский язык):

  1. Психиатрия разделяет полную вменяемость и частичную вменяемость
  2. Невменяемость - это всего-лишь поведение человека вне рамок сегодняшних социальных норм, легко объясняемая его животной сущностью, прежде всего потребностью в личной безопасности [трактовка может быть оспорена]
  3. Невменяемость есть следствие внутренней неспособности человека приспособиться к текущим условиям и изменениям, которые происходят или происходили в социуме
  4. Сильные отклонения от вменяемого поведения, особенно среди людей старшего поколения наблюдались по всей Восточной Европе (конечно, включая бывш. СССР) во время резкой смены экономического порядка в обществе (что объясняет дарвинистскую природу "вменяемости")
  5. Психиатрия, во всяком случае русскоязычная, в целом озабочена судебно-медицинскими аспектами или вопросами в области социальной политики и образования, но мало уделяет внимания прикладным задачам в бизнесе. 

End


Буду рад за комментарии. Пожалуйста, не говорите мне про хэдхантеров, рекрутеров и прочих профессионалов. Я отношусь к ним с глубоким уважением, но ввиду личного опыта, а также знания их бизнес-модели пока не убедился, что каждый из них автоматически является решением. Более того, если сам не знаешь, что хочешь - "вменяемого", конечно! - как можно дать задачу многоуважаемому третьему лицу?

6 комментариев:

  1. Дмитрий, если говорить о стартапах, где очень важно понимание перспективы и работа на нее (не все могут платить "вменяемым" вменяемые деньги), то я бы добавил пункт "заинтересованный".

    ОтветитьУдалить
  2. Да, добавление ценное. А заинтересованный в чём?

    Другой вопрос: если сотрудник квалифицированный, но "незаинтересованный" в том, что он будет делать, Вы бы взяли его на работу в развитую организацию (не в стартап)?

    Отношусь к кандидатам, которые задают вопрос о зарплате или даже озвучивают свои ожидания на первом же интервью, крайне скептически. Думаю, здесь многие со мной согласятся. Товарищ просто ищет работу...

    ОтветитьУдалить
  3. для меня, пожалуй, третий пункт из постулатов психиатрии ближе всего описывает термин "вменяемость". А именно, вменяемость = адекватная реакция на процесс. А вот процесс и цели в компании у каждого свои. И очень похоже, что общий дух компании формируют основатели. Следовательно, вменяемый человек по духу и ценностям должен быть приближен к духу и ценностям основателей.

    ОтветитьУдалить
  4. Стас, спасибо за комментарий. Узреваю в нем два отдельных момента:

    1. Невменяемость - неспособность приспособиться к условиям бизнес-среды, прежде всего ментально.

    2. Человек еще (помимо пунктов 1-7) должен быть близок по духу к стартаперской культуре.

    Вы ответили на коммент Sergey Moliavko лучше меня (насчет заинтересованности). Вопрос: а как выяснить уже на собеседовании, может ли он приспосабливаться или нет?

    ОтветитьУдалить
  5. Любой организм может приспособиться к чему угодно, была бы потребность, а значит вопрос в том, насколько компания может удовлетворить эту его потребность. Вот драфт моих ожиданий:

    от разработчика:
    просьбу показать код с последующим заключением, что код — говно.

    - от маркетера. Просьбу показать маркетинговые инструменты и историю кампаний с заключением "ваш маркетинг — говно".

    - от дизайнера. Сходу (потому что дома посмотрел) заключение "дизайн и юзабилити вашего сайта — говно".

    - от сейлза. План личного финансового роста во время работы в компании.

    Эти будут приспосабливаться, даже если у них забрать кресло, кофе и карандаш.

    ОтветитьУдалить
  6. Stas, мне кажется, что итог "говно" часто может быть лишь "понтами" и набиванием себе цены.
    Это что касается проведения собеседования.

    ОтветитьУдалить

Буду признателен за комментарий по делу